В настоящее время мостовые и козловые краны широко применяются в различных видах работ. Их используют на промышленных и горнодобывающих объектах, на заводах, в складских и портовых зонах, на железнодорожных узлах и т.д. Это связано с относительной простотой конструкции, надежностью кранов мостового типа, высокой точностью и маневренностью грузоподъемных работ. Применение подобных массивных конструкций, испытывающих значительные нагрузки (мостовые краны способны поднимать и перемещать груз весом до 500 тонн, а козловые – до 50 тонн), несмотря на относительную безопасность и надежность, связано с рядом рисков, для минимизации которых необходимо проведение серии мероприятий, направленных на оценку поврежденности и изношенности рабочих узлов крана.
Обеспечение безопасности работы и нормальных условий эксплуатации грузоподъемных кранов, в том числе и на рельсовом ходу, требует мониторинга и контроля состояния подкрановых конструкций. Степень неисправности которых можно оценить, сравнив нынешнее состояние с проектной геометрией и оценив наличие и степень деформации сооружения.
Для проверки степени изменения геометрии подкрановых путей и их соответствие нормативным требованиям выработана методика геодезического контроля планово-высотного положения рельсов и подвижных ходовых частей крана. Контроль заключается в последовательном проведении ряда инженерно-геодезических измерений в динамических условиях цеха, карьера или складской площадки, т.е. в условиях, для которых характерна плохая освещенность, вибрация механизмов, запыленность, ограниченность в возможности установки съемочного оборудования и т.д. что обязывает проводить дополнительный контроль геодезических работ.
Все методы контроля подкрановых конструкций подразделяют на три группы:
Измерения и полученные дынные должны отвечать требованиям точности и качества изложенным в соответствующих нормативных документах по организации геодезических работ в строительстве и устройстве и эксплуатации грузоподъемных кранов. Для выполнения инженерно-геодезических работ по контролю геометрических параметров подкрановых путей специалист должен обладать набором необходимых знаний и навыков:
Овладеть всеми необходимыми умениями в полной мере поможет в Межрегиональной академии дополнительного профессионального образования (МАДПО). Для поступающих, окончивших высшее или специальное среднее учебное заведение, доступны как профессиональная переподготовка по направлению «Геодезический контроль геометрических параметров подкрановых путей мостовых и козловых кранов», так и курсы повышения квалификации. В академии присутствует возможность дистанционного обучения, позволяющая сочетать учебу с другими видами деятельности.
Курсы переквалификации, проводимые на базе высшего и средне-специального образования позволят бакалаврам и специалистам, имеющим образования в смежных областях (строительство, геодезия, инженерные науки) овладеть необходимыми навыками для проведения геодезического мониторинга и всех сопутствующих изысканий для контроля работоспособности мостовых и козловых кранов. Продолжительность обучения составляет от 252 до 520 академических часов, в зависимости от профиля и уровня образования учащегося. По завершению курса и сдаче итогового испытания (экзамена) выдается диплом установленного образца.
Для специалистов, занятых в сфере инженерно-геодезических изысканий в строительстве существуют курсы повышения квалификации. Программа позволит улучшить свои знания, овладеть новейшими техническими средствами, повысить свою компетентность в направлении геодезического контроля инженерных сооружений. Длительность обучения составляет от 72 до 140 академических часов. Успешно окончившим обучение и сдавшим экзамен выдается удостоверение установленного образца.